* Биография БРУНЗИ «БИГ» БИЛЛ or BROONZY BIG BILL

БРУНЗИ «БИГ» БИЛЛ or BROONZY BIG BILL

Брунзи Уильям Ли Конли (26 июня 1893, Скотт, Миссисипи — 15 августа 1958, Чикаго, Иллинойс) — американский блюзовый певец, гитарист, автор более 300 блюзов, один из наиболее популярных кантри-блюзменов довоенной эпохи и типичный представитель первой (доэлектрической) волны городского чикагского блюза.

Родился в крестьянской семье. В детстве учился игре на скрипке. Подростком подрабатывал игрой на свадьбах, танцах и пикниках. Служил в армии во время 1-й мировой войны. По демобилизации фермерствовал в Арканзасе. В начале 20-х годов переехал в Чикаго, и только в этот период начал серьезно учиться игре на гитаре. Считается, что в 30-х годах среди блюзменов именно его пластинки расходились наибольшими тиражами. Он также много записывал как аккомпаниатор, в частности, со своим сводным братом Уошбордом Сэмом. В 1938 и 1939 принимал участие в знаменитых концертах From Spirituals To Swing в Карнеги-холл, организованных Джоном Хаммондом-старшим (John Hammond Sr.) и посвященных афро-американской музыкальной культуре. В 1947 сделал записи с электрогитарой и в сопровождении бас-гитары и ударных. Таким образом, Брунзи одним из первых начал работать в формате электрического чикагского блюза. Однако в дальнейшем он вернулся к акустическому фолк-звучанию. И в таком качестве гастролировал в 1951 по Европе. В 1955 издал автобиографию «Блюз Большого Билла» — также одним из первых среди блюзменов. Два года спустя у него был диагностирован рак горла и легких. Несмотря на сильные боли, Брунзи продолжал выступать, пока был в состоянии ходить.

Записанный в 1959 альбом «Мадди Уотерс поет блюзы Биг Билла Брунзи» служит признанием значения творчества Брунзи в истории блюза. В 1980 имя «Биг» Билла Брунзи внесено в «Зал славы «Блюз Фаундейшн».

В юности Брунзи работал батраком, и первое развитие его безошибочно узнаваемый, громкий голос с замечательным диапазоном и гибкостью получил тогда, когда он ходил за мулом. Еще ребенком Брунзи сам сделал себе скрипку и стал учиться играть на ней под присмотром своего дяди. Некоторое время он работал проповедником, однако затем посвятил себя светской жизни исполнителя блюзов. Отслужив в армии во время Первой мировой войны, он переехал в Чикаго, где выучился играть на гитаре под руководством «Папы» Чарли Джексона (Papa Charlie Jackson).

Несмотря на то, что как гитарист Брунзи начал довольно поздно, он очень скоро стал достиг уровня значительного мастерства, и на его первых записях, сделанных в конце 20-х годов, мы уже слышим беглую и уверенную игру гитариста в рамках как блюзовой, так и регтаймовой форм. Голос Брунзи при его четкой дикции сохранил оттенки, характерные для сельского исполнителя, но его игра была «по-городскому» виртуозной и уверенной. Тематически его блюзы были ориентированы на чернокожих американцев, которые, как и он сам, недавно переехали на промышленный Север США, но сохранили семейные и культурные связи с южными штатами. В этом качестве музыка Брунзи является примером движения блюза от народной музыки некоторых областей Юга к национальной индустрии развлечений.


Иногда компании грамзаписи использовали Брунзи в для поиска новых талантов; его высоко ценили как аккомпаниатора - к 1942 году он записал сотни композиций в этом качестве, наряду с более чем двумя стами вышедших в свет и большим количеством невышедших записей, сделанных им в качестве солиста. Его сольные записи, как правило, следовали изменениям музыкальных вкусов публики: к середине 30-х он практически всегда записывался с небольшой группой в составе пианино, ритм-секции и, зачастую, медных или деревянных духовых, хотя сочный, выдержанный звук его гитары всегда был на переднем плане.
Несмотря на его несомненный звездный статус (до 1949 года на его пластинках, выпускавшихся для чернокожих слушателей, не было необходимости упоминать его полное имя - достаточно было обозначения «Big Bill»!), сомнительные финансовые выгоды участия в индустрии звукозаписи не позволяли ему всецело посвятить себя музыке до самой старости.

После Второй мировой войны Брунзи несколько утратил популярность у чернокожего слушателя, но к этому времени он практично переориентировался на более богатую белую публику, состоящую из любителей джаза и приверженцев зарождающегося движения фолк-возрождения. В 1938 году он выступил в Карнеги-холле (преставленный как крестьянин из дельты Миссиссиппи!), а в 1951 году стал одним из первых блюзменов, выступивших в Европе. Брунзи помногу записывался, радикально меняя свой репертуар и исполняя то хорошо известные старые блюзы («Trouble in Mind»), то блюзовые баллады («John Henry»), то популярные песни («Glory of Love»), а то даже песни протеста вроде остроумной «When Do I Get to Be Called a Man».
Он стал блестящим рассказчиком и не переставал совершенствовать свой свинговый, беглый стиль игры, хотя на медленных композициях его звучание могло быть несколько манерно, в манере Джоша Уайта (Josh White). Новая аудитория Брунзи обожала его, а молодые чикагские блюзмены относились к нему с глубоким почтением. Известно также, что Брунзи активно помогал молодому Мадди Уотерсу (Muddy Waters), когда тот только что прибыл из Миссиссиппи в Чикаго и делал первые шаги на местной сцене. Позднее, когда Брунзи не станет, благодарный Уотерс в память о старшем товарище запишет целый альбом песен Большого Билла - "Muddy Waters Sings Big Bill Broonzy".

В 1955 году вышла в свет увлекательная, полная занимательных историй автобография Брунзи, составленная на основе его писем Янником Брюино (Yannick Bruynoghe) - тут необходимо заметить, что Брунзи научился писать только в 1950 году у студентов Государственного университета штата Айова (Iowa State University), где он в то время работал дворником.

В жизни Брунзи был гордым, решительным человеком, он был одной из центральных фигур в истории блюза как в эпоху блюза - музыки чернокожих американцев, так и тогда, когда блюз узнали и полюбили во всем мире. К сожалению, его репутация несколько пострадала после его смерти, когда его поздние записи стали расцениваться как потворство вкусам белого слушателя, а значение его раннего вклада в развитие музыки чернокожих американцев не было до конца понято. На самом же деле Брунзи был умным и разносторонним артистом, чей огромный талант был всецело направлен на удовлетворение запросов его публики.


Дискография

Sings Folk Stones (Smithsonian/Folkways) - 1990
Good Time Tonight (Sony Music) - 1990
Young Big Bill Broonzy 1928 - 1935 (Yazoo 1011) - 1991
Do that Guitar Rag (Yazoo) - 1991
1934 - 1947 (Story of Blues) - 1991
Vol. 4: 1935 - 1936 (Document) - 1992
Vol. 4: 1936 - 1937 (Document) - 1992
Vol. 6: 1937 (Document) - 1993
Vol. 7: 1937 - 1938 (Document) - 1993
Vol. 8: 1938 - 1939 (Document) - 1993
Vol. 9: 1939 (Document) - 1993
Vol. 10: 1940 (Document) - 1993
Vol. 11: 1940 - 1942 (Document) - 1993
Southern Blues (Charly Blues Master Works) - 1993
Evening with Big Bill Broonzy, Vol. 1 (Storyville (DEN)) - 1993
1955 London Sessions (Collectables) - 1994
Baby Please Don't Go (Drive Archives) - 1994
Evening with Big Bill Broonzy, Vol. 2 (Storyville (DEN)) - 1994
Vol. 12 (Document) - 1995
Black Brown & White (Evidence) - 1995
Just a Dream (Drive (SWI)) -1995
Vol. 1: 1927 - 1930 (Masters of Jazz (FRA)) - 1995
Treat Me Right, 1951 (Tradition) - 1996
Big Bill's Blues (Pearl Topaz Jazz) - 1996
Vol. 4: 1930 - 1932 (Masters of Jazz (FRA)) - 1996
Vol. 5: 1932 - 1934 (Masters of Jazz (FRA)) - 1996
Stayin' Home with the Blues (Spectrum Music) - 1997
Warm, Witty and Wise (Sony Music) - 1998
Vol. 1: 1927 - 1932 (Document)
Vol. 1: 1932 - 1934 (Document)
Vol. 1: 1934 - 1935 (Document)
Vol. 2: 1930 (Masters of Jazz (FRA))
Vol. 3: 1930 (Masters of Jazz (FRA))
Legendary Big Bill Broonzy (Collector's Edition)
St. Louis Blues (Collector's Edition/TKC)
I Feel So Good (Indigo-DNA (UK))
Unissued Test Pressings (BMG M97071)
Remembering Big Bill Broonzy (BGO M38313)
Blues Brothers (CAS M52103)

Rambler's Top100 SUPERTOP [Index'99]




Яндекс.Реклама:
atlas concorde Fap