ЗДЕСЬ ФОТОГРАФИИ
БАДДИ ГАЯ or BUDDY GAY
Настоящее имя: Гай Джордж (Guy George)
Родился: 30 июля, 1936 в Летсворсе, Луизиана (Lettsworth, LA)
Жанр: блюз
Стили: Modern Electric Chicago Blues, Electric Blues, Blues, Electric Chicago Blues, Chicago Blues, Modern Electric Blues
Инструменты: вокал, электрогитара
Фирмы звукозаписи: Vanguard (9), JSP (9), Jive/Novus (5), Chess (5), Vogue (3), Silvertone (2), Rhino (2)
"Когда вы идете посмотреть блюзового музыканта, все будет без подделок.
Только он сам. Вы не увидите, как кто-то где-то нажимает кнопки, и не
услышите одной ноты, когда вы ясно видите, что гитарист играет другую. Вы
увидите, как парень делает свою работу. В этом смысл блюза - нельзя ничего
спрятать".-
Бадди Гай.
Бадди Гай - блюзовый певец-гитарист, ветеран чикагской блюзовой сцены и один из лидеров современного блюза, многократный лауреат премии W. C. Handy и четырех премий Grammy в блюзовых категориях. Родился в фермерской семье, первые гитары делал из сигарных коробок и лески, которую вытягивал из противомоскитных сеток. Учился играть самостоятельно, слушая радио и пластинки. Среди первых образцов для подражания были Джон Ли Хукер (John Lee Hooker), "Лайтнинг" Хопкинс (Lightning Hopkins), Мадди Уотерс (Muddy Waters). Профессионально начал выступать еще подростком, но садился к публике спиной, не в силах преодолеть стеснительности и неуверенности - качеств, которые будут мешать ему и в дальнейшем. В Луизиане сделал первые записи для пластинок. Но по-настоящему его карьера блюзмена начинается в 1957 после переезда в Чикаго, где его сразу взял под свое покровительство Мадди Уотерс (Muddy Waters), случайно услышав игру Гая. Он предоставил молодому музыканту работу в студии Chess и в чикагских клубах. Первые сольные синглы Бадди Гай выпустил на фирмах Artistic и Cobra в 1959. В студии Chess аккомпанировал звездам золотой поры чикагского блюза - Мадди Уотерсу, Санни Бою Уильямсону (Sonny Boy Williamson), Литл Уолтеру (Little Walter), Коко Тейлору (Koko Taylor) и др. - на записях, которые ныне почитаются блюзовой классикой. В 1962 его сингл с песней Stone Crazy занял 12-е место в ритм-энд-блюзовых чартах. Бадди Гай стал одним из первых музыкантов, создававших в Чикаго новый блюзовый стиль - "вест-сайд блюз". Не найдя понимания у братьев Чесс, первые альбомы выпустил на новой чикагской фирме Vanguard. Альбомы имели неплохой успех, хотя вызывали нарекания в слишком очевидном подражании Би Би Кингу (B. B. King), Джеймсу Брауну (James Brown) и Джонни "Гитар" Уотсону (Johnny Guitar Watson). Работал в ревю Уилли Диксона (Willie Dixon) American Folk Blues Festival. В 60-х годах складывается постоянный дуэт Бадди Гая и Джуниора Уэллса (Junior Wells), давнего сайдмена Мадди Уотерса. На рубеже 60-70-х годов их концерты пользуются успехом. Дуэтом записаны несколько альбомов при участии и финансовой поддержке тех их поклонников из числа белых поп-музыкантов, кто пришел на эстраду, увлекшись блюзом Эрика Клэптона и ROLLING STONES. Тем не менее, с общим падением интереса публики к блюзу в начале 70-х годов дела дуэта пошли хуже. Настолько, что Бадди Гаю приходилось подрабатывать водителем грузовых автомобилей или рабочим на стройке. Перерывы в его дискографии составляют до десяти лет. Альбом, записанный в 1979 в Париже за несколько часов студийного времени, представляет блюз Бадди Гая в совершенно необычном рок-экспериментальном звучании, близком к более поздним инновациям Стиви Рея Вона (Stevie Ray Vaughan). Участие в 1990 в концертах Эрика Клэптона в лондонском престижном зале Royal Albert Hall послужило началом возвращения Бадди Гая на большую сцену и даже появлению его альбомов и синглов в чартах популярности. Записанный для английской фирмы Silvertone в 1991 альбом с участием английских звезд Эрика Клэптона, Джеффа Бека (Jeff Beck) и Марка Нопфлера (Mark Knopfler) из DIRE STRAITS, вышел на волне нового блюзового бума и имел сенсационный успех; он принес Бадди Гаю первую премию Grammy и со временем достиг "платинового" статуса. Альбом посвящен памяти Стиви Рея Вона. Премией Grammy отмечены и два следующих альбома. В записи альбома 1993 принимали участие Бонни Рэйтт (Bonnie Raitt), Джон Мэйэлл (John Mayall), Пол Роджерс (Paul Rodgers) и музыканты блюзовой группы LITTLE FEAT, а в записи альбома 1994 - бывшие музыканты группы Стиви Рея Вона DOUBLE TROUBLE. Среди альбомов Бадди Гая "нового этапа" блюзовым шедевром является концертная запись, сделанная в его чикагском клубе Legends. Здесь музыкант чувствует себя дома и позволяет себе играть как хочет. Его блюз звучит естественно и раскованно, когда нужно - игриво, когда хочется - горячо. Для этой раскованности есть надежный фундамент - внутреннее глубокое ощущение законов жанра, выстраданное долгим опытом и освященное любовью к своей
музыке и своему слушателю.
Высказывания и суждения Бадди Гая
(По материалам журнала Jazz Квадрат)
Когда вы идете посмотреть блюзового музыканта, все будет без подделок.
Только он сам. Вы не увидите, как кто-то где-то нажимает кнопки, и не
услышите одной ноты, когда вы ясно видите, что гитарист играет другую. Вы
увидите, как парень делает свою работу. В этом смысл блюза - нельзя ничего
спрятать.
Я начинал без медиатора. Это Би Би Кинг приучил меня к медиатору. Я видел,
что Гитар Слим и другие играли пальцами. И я пытался, но у меня так
стачивались пальцы, наверное потому, что я использовал проволоку, когда не
мог купить обычные гитарные струны. Теперь я играю то пальцами, то
медиатором. Люди меня спрашивают: "Куда ты прячешь медиатор, когда во
время игры он то исчезает, то появляется?" Я не помню, ни когда я начал
убирать его в ладонь, ни как я этому научился. Думаю, это пришло по
необходимости. Однажды вечером я понял, что не смогу выделить какую-то
ноту, если не использую пальцы. И как-то я нашел способ прятать медиатор в
ладонь и потом снова его брать. Но как я это делаю? Я не знаю.
Мое любимое сочетание - по-прежнему, старый (усилитель) Fender Bassman и
'57 Strat. Если бы их не украли, я использовал бы их и сегодня. Но они
ушли, не могу их найти. Любимая гитара или усилитель как хорошая жена - их
никогда не забудешь. Fender Bassman имел естественный блюзовый звук. К
нему просто подключаешься - и не нужно всей этой возни, когда ты пытаешься
найти, какие цифры на ручках тебе нужны, чтобы получить такой звук. Мой
первый усилитель так долго пребывал в одной настройке, что ручки контроля
приржавели из-за пива, которое на них пролил Отис Спэнн, или кто-то еще.
Они просто приросли в этом положении, и все, что от меня требовалось - это
включить его. Он звучал всегдя одинаково, в какие передряги бы не попадал.
Я разговаривал с инженерами фирмы, не думаю, что они смогут повторить эту
штуку. Больше такого тона не услышать. Нет уже просто тех трансформаторов
и других материалов, из которых делали усилители тогда. Это точно то же,
как и когда вы теряете своих любимых. Вы их хороните - и на этом все.
Ничто уже не вернется.
Если быть откровенным, нужно сказать, что Сантана, Стоунз, Эрик Клэптон и
другие, кто добился звездной славы, сделали много для меня, Би Би Кинга,
Айка и Тины Тернер и других. В 60-х именно им пришлось объяснять белой
Америке, кто такие Джон Ли Хукер и Мадди Уотерс. Была когда-то одна
телепередача, куда пригласили Стоунз. Стоунз сказали, что будут, если
пригласят и Мадди Уотерса. Их спросили: "А кто это?" Мик Джэггер и другие
были оскорблены: "Вы хотите сказать, что не знаете, кто такой Мадди
Уотерс? Мы назвали свою группу в честь одной его знаменитой пластинки!"
Так что эти люди сделали для нас гораздо больше любой компании
звукозаписи, просто сказав: "Вот откуда мы это берем. Это музыка Джона Ли
Хукера, Мадди Уотерса и Литл Уолтера - то, что мы играем."
Как сказал Би Би Кинг, блюз сейчас более популярен, чем когда бы то ни было.
И я счастлив, что дожил до такого. Но нет уже многих из моих лучших друзей
и тех, кого я знал в блюзовом мире и кто были лучше меня. Если бы ради них
я хоть что-то мог сделать для того, чтобы поддержать блюз, чтобы их жизни,
в отношении музыки, не прошли даром! Потому что они любили эту музыку также сильно, как я.
Вы идете посмотреть знаменитого боксера или бейсболиста, а он в тот день
ни на что не способен. А как только вы не пошли, на другой день из газет
узнаете, что он вел себя как супермен. Думаю, что игра на гитаре - то же
самое. Я далеко не в лучшей своей форме каждый раз, когда поднимаюсь на
сцену. И за это я злюсь на себя. Но обычно на артиста так не смотрят.
Считается, что он всегда должен работать на 100%. Ему не полагается
испытывать головную боль, не разрешается сказать "сегодня я что-то не
очень хорошо себя чувствую". Средний журналист видит тебя в такие дни и
говорит: "Блин! Он отвратителен. Я пошел на его концерт, и он вообще не
мог играть." И поехало... И он не поймет, что ты старался изо всех сил,
просто выдался для тебя один из худших твоих дней. Мы же не сверхчеловеки.
Мы просто гитаристы.
Таков уж мой стиль игры - вытягивать струну. Думаю, я порвал больше струн,
чем любой другой гитарист. Я полагаю, раз ты не рвешь струны, значит, ты
на них не играешь. Но я смущаюсь, когда рву их слишком много за один
вечер, что я иногда делаю. Что еще хуже - я использую легкие струны. На
записи альбома я использую более тяжелые струны - чтобы не испортить на
записи хорошее соло. А на концерте, если я все-таки достигаю точки, когда
людям хорошо - тогда какая разница?! Тогда я улыбаюсь. Мне повезло, что
теперь у меня есть про запас достаточно гитар, чтобы не задерживать шоу, и
у меня великолепный гитарист, так что если я их все порву, он заставит вас
скоро забыть, что меня нет. Иногда я начинаю вытягивать струну - и просто
не могу остановиться. Такое у меня чувство. Я знаю, что мне приятно время
от времени видеть, как соприкасаются первая струна с последней.
Я не техничный гитарист. Я делаю множество ошибок. Но когда я допускаю
ошибку, я стараюсь из нее вовремя выбраться. Я делаю много ошибок, потому
что я не репетирую дома. Не думаю, что я мог бы усесться дома и репетировать. Меня тянет на сцену.